Периодическая замена трансмиссионной жидкости необходима всем АКПП. Даже тем, для которых официальный регламент ТО не предписывает обязательное обслуживание в течение всего срока эксплуатации. Чтобы правильно ответить на вопрос, когда менять масло в автомате, нужно учесть особенностей конструкции трансмиссии и условия эксплуатации..
Как часто менять масло «автомате» в зависимости от типа коробки
На автомобилях применяют три основных вида АКПП, значительно отличающихся по устройству и принципу смены передач:
- гидромеханические (с гидротрансформатором);
- роботизированные (к ним относится в том числе DSG от VAG);
- вариаторные.
При выборе периодичности обновления трансмиссионной жидкости в первую очередь нужно ориентироваться на официальный регламент техобслуживания автомобиля.
В классических АКПП с гидротрансформатором масло не только смазывает и охлаждает, но и непосредственно участвует в переключении передач. Поэтому от его состояния напрямую зависит качество работы трансмиссии. В то же время в гидромеханических коробках, особенно старой разработки, эксплуатируется в относительно мало нагруженных условиях, поэтому замена масла в АКПП такого типа обычно выполняется через каждые 60–90 тыс. км пробега. Этого интервала рекомендуется придерживаться и в случаях, когда официальный техрегламент не содержит указаний об обслуживании трансмиссии.
Периодичность замены смазки в роботизированных КПП зависит во многом от устройства системы управления коробки и обычно составляет:
- 75–100 тыс. км — для «роботов» с электромеханическим переключением передач, таких, как например, AMT «Лада»;
- 40–45 тыс. км — для РКПП с гидравлической системой управления, к ним относятся, помимо прочих, DSG DQ500 и Getrag 6DCT450, устанавливаемый на Ford и Volvo;
- 60–80 тыс. км — для роботизированных трансмиссий с независимым управляющим гидроконтуром, например, DSG DQ200.
Вариаторы также требовательны к качеству смазки и, соответственно, своевременности ее замены. Для них из-за особенностей конструктива характерен интенсивный естественный износ металлических элементов, приводящий к быстрому накоплению стружки и других загрязнений в ATF. Предпочтительный срок ее обновления — не реже, чем раз в 60–80 тыс. км.
Через сколько менять масло в коробке-«автомате» в разных условиях
Скорость деградации смазки и накопления в ней процессов износа напрямую зависит от интенсивности нагрузки на трансмиссию.
При эксплуатации в тяжелых условиях интервал обслуживания АКПП сокращается вдвое. Это требование указывается в том числе в официальных регламентах ТО.Причинами необходимости более частой смены смазки в трансмиссии могут быть:
- частая повышенная загруженность автомобиля, в том числе с использованием багажника на крыше;
- буксирование прицепа;
- длительные поездки на невысокой скорости, например, из-за пробок;
- движение по пересеченной и гористой местности;
- поездки с очень большой скоростью продолжительностью от двух часов.
Если условия эксплуатации автомобиля соответствуют хотя бы одной из перечисленных ситуаций, в середине стандартного интервала ТО нужно проверить уровень и состояние масла в коробке и при необходимости — заменить его.
В любом случае не реже чем через 60–100 тыс. км нужно полноценно заменять ATF, что обычно подразумевает слив всей жидкости, замену фильтров и других расходников.
Для многих автоматических трансмиссий полная замена масла — достаточно непростая процедура. Например, может требоваться значительная разборка коробки передач, заливка ATF определенной температуры, проведения контроля уровня смазки в несколько этапов. Поэтому в большинстве случаев рационально заменять трансмиссионную жидкость в АКПП в специализированном автосервисе.