Отслеживание периодичности обслуживания двигателя автомобиля по моточасам — правильное решение в случаях, когда хочется максимально сохранить ресурс и надежность мотора, не тратя впустую время и деньги. И чтобы этот подход эффективно, в первую очередь нужно определить, через сколько моточасов менять масло.
Зачем менять масло по моточасам
Общепринятое отслеживание межсервисных интервалов по пробегу легко выполняется по одометру, но не точно отражает реальную деградацию смазки в двигателе.
Во время эксплуатации автомобиля в моторном масле происходят такие негативные процессы:
- накопление продуктов износа, пыли и частиц несгоревшего топлива;
- химическое окисление веществ;
- выработка ресурса присадок, обеспечивающих чистоту и необходимые трибологические свойства жидкости.
И это происходит непрерывно во время работы мотора, а не только когда автомобиль передвигается. Прогрев на автозапуске, стояние и медленное движение в пробках — во всех этих ситуациях, ставших обыденностью для большинства автомобилистов, масло теряет свои качества быстрее, чем при среднестатистических условиях, которые предполагаются при расчетах межсервисных интервалов.
Зачастую официальные регламенты автопроизводителей предписывает при подобных режимах сокращать обычную периодичность техобслуживания вдвое. Это универсальный совет, которым стоит руководствоваться во всех случаях, когда нет возможности или желания считать моточасы.
В то же время при длительных поездках по свободным трассам цифры на одометре набегают быстрее, чем при усредненных условиях за то же время, проведенное в движении. Благодаря этому можно без вреда для двигателя увеличивать интервал обновление смазки.
Учет моточасов, то есть времени, в течение которого мотор работал, показывает, как долго смазка на самом деле подвергалась сокращающим ее ресурс нагрузкам, независимо от того, сколько километров получилось проехать за этот период.
Таким образом, можно довольно точно отследить момент, когда масло потеряет возможность полноценно выполнять свои функции из-за естественного старения. А это позволит и гарантированно обеспечить постоянно нормальную смазку, поддержание чистоты и охлаждение двигателя, и не переплачивать за неоправданно частую замену моторного масла.
Выбор интервала
Оптимальная периодичность обновления смазки в моторе прежде всего зависит от ее свойств, определяющих стойкость к окислению и загрязнению. Они обуславливаются двумя ключевыми факторами: качествами базового масла (базы) и «прочностью» пакета присадок. В среднем стоит ориентироваться на такие интервалы:
- 150–200 моточасов — для масел на минеральной основе. В подавляющем большинстве случаев в таких продуктах используются простые дешёвые присадки, не отличающиеся высокой стойкостью.
- 200–250 моточасов — для полусинтетических масел. В них могут применяться пакеты присадок разного качества, которое примерно можно определить по классу масла по API, например, SG, SL, SN. Чем дальше вторая буква обозначения от начала алфавита, тем более современные, «мощные» и «долгоиграющие» присадки используются. Следовательно, тем дольше выдержит масло.
- 250–350 моточасов — для синтетических масел на базе III группы по API (гидрокрекинговой). К ним относятся подавляющее большинство масел, обозначаемых как fully synthetic. Пакеты присадок, за редкими исключениями, используется соответствующего высокого качества, но с разными свойствами. Так называемые полнозольные масла, в основном это жидкости классов A3/B4, A5/B5, A7/B7 по ACEA, способны справляться с окислением и загрязнениями, возникающими в первую очередь из-за низкокачественного топлива, дольше, чем малозольные: ACEA C2, C3, C4, C5, C6 по, а также азиатские масла ILSAC.
- более 350 моточасов — реально для премиум масел на ПАО, эстерах и других «по-настоящему синтетических» базах IV и V групп. При этом нужно учитывать особенности присадок, которые аналогичны применяемым для гидрокрекинговой синтетики.
При выборе интервала замены также важны особенности конкретного двигателя. Например, многие моторы Ford относятся к смазке «бережно», а некоторые японские модели и их корейские вариации «убивают» масло очень быстро.
Так что однозначно ответить на вопрос «через сколько моточасов менять масло» можно только в индивидуальном порядке. Но даже при примерных подсчетах срок своевременной замены смазки в двигателе таким образом определяется намного точнее, чем по одометру.