Лучший способ поддержания чистоты в системе смазки ДВС — своевременное обновление качественной и подходящей конкретному автомобилю смазки. Но иногда может понадобиться дополнительное средство — промывка двигателя перед заменой масла.
Можно ли промывать двигатель?
Суть этой процедуры заключается во временном использовании в системе двигателя смазки, отличающейся повышенными моющими свойствами или просто чистотой. Этими качествами в той или иной степени обладает любое моторное масло.
Использование промывки принципиально не влияет на работу мотора и не вредит ему при соблюдении правил применения выбранного средства.
Полезнее всего промывать систему смазки двигателя в следующих случаях::
- в масло попали посторонние жидкости или мусор: вода, антифриз, топливо, остатки герметика, металлическая стружка;
- неизвестен тип и качество залитого смазочного материала;
- невозможно полноценно обновить сильно загрязненную смазку путем стандартной замены из-за большого объема несливаемого остатка.
При больших количествах лаковых и шламовых отложений промывочные средства неэффективны и даже могут ухудшать состояние системы смазки. Поэтому при сильном загрязнении мотора рекомендуется посещение автосервиса для подбора оптимального пути очистки, как правило — вручную с разборкой двигателя.
А если двигатель постоянно поддерживается в исправном состоянии и в нем регулярно и вовремя меняется рекомендованное производителем масло по пробегу или моточасам, то необходимости в промывке не возникает.
Чем промывать двигатель
Все средства для промывки можно разделить на две большие группы: моющие присадки и смазочные материалы той или иной степени специализированности.
Среди промывок-присадок различают экспресс-средства (так называемые «пятиминутки») и «мягкие» очистители.
«Пятиминутки» заливаются в мотор на 5–10 минут непосредственно перед плановой заменой масла. Это наиболее агрессивные средства, которые могут быстро дать заметный результат. Но их нужно с особой осторожностью применять при подозрении на сильное загрязнение мотора.
«Мягкие» промывки добавляются за 100–300 километров пробега до регламентного обновления смазки. Довольно длительное воздействие обеспечивает хорошую эффективность. Главное — не забыть вовремя и как можно полнее слить масло, в котором скопится вся отмытая очистителем грязь.
Самый типичный представитель второй группы промывок — специальное промывочное масло. Его меняют как обычную смазку для двигателя, только сливают через 10–15 минут работы на холостом ходу. Цель такой промывки — не очистка стойких загрязнений, а максимальное удаление из мотора старого смазочного материала с содержащимися в нем посторонними веществами.
Промывочное масло предназначено для использования только при положительной температуре. Поэтому нежелательно использовать промывку этого типа перед зимним сезоном, так ее остатки при смешивании с новым маслом ухудшат его низкотемпературные качества.
Подавляющее большинство промывочных масел представляют собой минеральное моторное масло с упрощенным пакетом присадок. Поэтому сейчас, с учетом доступности большого ассортимента автомасел (причем все они по моющим свойствам превосходят промывочные) рациональнее, а зачастую и выгоднее, использовать в качестве промывки обычное моторное масло.
Наиболее затратный, но эффективный, простой и безопасный вариант — промывать тем же маслом, которое в дальнейшем будет постоянно использоваться в двигателе. Таким образом в моторе постоянно будет находиться оптимальная для него смазка.
Компромиссный выход — применение более дешевого масла, например, полусинтетики вместо синтетики. Идеально использовать для промывки и регулярной эксплуатации продукцию одного класса по API или ACEA или одного производителя. Причем если смазочный материал будет соответствовать минимальным требованиям автопроизводителя, пробег до 1000 км также пойдет только на пользу.
В целом, промывка — необязательная, но иногда полезная процедура. Определять, требуется ли она и чем лучше промыть двигатель автомобиля, нужно индивидуально исходя из текущего состояния мотора.