Выбор моторных масел огромен. И многие из них, на первый взгляд, отличаются только парой цифр в обозначении вязкости, при полном совпадении остальных параметров. Поэтому возникают вопросы: есть ли разница по «густоте» между, например, 10w-40 или 5w-40, и насколько она существенна? Чтобы ответить на них, достаточно разобраться в стандартах масел для двигателя.
Классификация автомасел
Для разграничения моторных масел по вязкости общепринято используется стандарт SAE J300. В современной редакции он выделяет 15 классов. Полный их список приведен в таблице:
SAE J300 появился в 1975 году. Существовавшие тогда минеральные смазочные материалы сохраняли необходимую для нормальной работы двигателя текучесть в очень ограниченном диапазоне температур. Поэтому автомасла делили на «зимние» и «летние» — каждый вид для своего сезона.
Классы с буквой W (от английского winter — «зима») — зимние. Для них SAE J300 определяет:
- низкотемпературную вязкость запуска двигателя (Low Temperature Cranking Viscosity);
- вязкость прокачивания (Low Temperature Pumping Viscosity).
А также для зимних масел стандарт устанавливает минимальную кинематическую вязкость (Low-Shear-Rate Kinematic Viscosity) при 100 °C.
Классы, содержащие в обозначении только цифры — это летние автомасла. Низкотемпературные свойства для них не регламентируются, так как такую смазку можно применять только при температуре выше нуля. Зато для каждого летнего класса определены границы кинематической вязкости при 100 °С и минимальное значение высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига (High-Shear-Rate Viscosity, HTHS).
С развитием нефтехимической промышленности появилась возможность создания всесезонных масел для двигателя. Они объединяют свойства «зимней» и «летней» смазки: остаются достаточно жидкими в мороз и сохраняют необходимую густоту при нагреве.
Такие смазочные материалы имеют двойное обозначение, например, 5W-40. Первая половина обозначения показывает низкотемпературные характеристики, аналогичные «зимним» автомаслам, вторая — высокотемпературные, установленные для «летних». Соответственно, чем больше число до буквы W, тем гуще будет масло в мороз. Чем меньше последнее число — тем более жидкой смазка становится при температуре значительно выше нуля.
Рассмотрим это на примерах. Возьмем два самых популярных случая: сравним 5w-40 с 10w-40 и 5w-30.
Какое масло гуще: 10W-40 или 5W-40?
У этих масел различается только первая часть обозначения. Поэтому в мороз 10W-40 будет гуще. В –30 °С оно будет уже на пределе полного застывания, а 5W-40 — сможет легко прокачиваться. Его вязкость составит не более 6600 мПа•с — меньше, чем у 10W-40 при –25 °С.
А при рабочей температуре двигателя 10W-40 и 5W-40 будут примерно одинаковыми по густоте. В соответствии со стандартам, их кинематическая вязкость при 100 °C будет равна 12,5–16,3 сСт, а HTHS — более 3,5 мПа•с. Точное значение этих параметров зависит от конкретной рецептуры и для одного и того же продукта может несколько колебаться от партии к партии даже у следящих за качеством производителей.
Какое масло гуще: 5W-30 или 5W-40?
В мороз они будут вести себя одинаково: их спокойно можно использовать до температуры в –30 °C. А вот «на горячую» 5W-40 будет гуще, чем 5W-30. Причем так как «30» и «40» смежные классы, разница может быть как весьма существенной (если у «тридцатки» 9,3 сСт, а у «сороковки» — 16,3 сСт), так и практически неразличимой (если оба масла имеют вязкость около 12,3 сСт).
А еще оценить вязкость автомасла с обозначением 5W-30 поможет его класс по ACEA. Масла A5/B5, C1, C2 — маловязкие, у них вязкость HTHS обычно около 3 мПа•с, в кинематическая — близка к нижней для «тридцаток» границе. А моторные масла классов A3/B3/B3, C3 и С4 — по густоте близки к «сороковкам». Их вязкость HTHS больше 3,5 мПа•с, а кинематическая — около 11–12 сСт.
Чтобы точно узнать густоту конкретного масла, нужно посмотреть его техническую документацию — в ней указывается и вязкость при 100 °C, и низкотемпературные характеристики.